ОСОБЕННОСТИ ЭДАЙН,
или чем халадины отличаются от типичных фэнтезийных людей

 

Основы мировоззрения:

 

1) Моргот – зло и причина злого; от него предки эдайн (иначе – аданы) как раз и бежали в Белерианд. Чтобы начать в этом сомневаться, любому адану нужны очень веские причины.

2) Все аданы, и народ халадин в их числе, носят имя Друзей эльфов (стало быть, не просто так ;) Эльфийская культура, представления о мире и различных явлениях в нём служат образцом.

3) Воззрения на брак. В идеале аналогичны эльфийским (см. «Законы и обычаи эльдар»). Прелюбодеяние сурово осуждается.

4) Безоговорочно верят в Единого (Эру Илуватара). Никакого шаманизма, тотемизма и веры в переселение душ. Правда, Валар иногда именуют богами. В своих письмах Профессор достаточно ёмко описал ситуацию с религией у эдайн и эльдар:

 

«Непосредственные «власти» здесь – Валар (Власти, или Блюстители): «боги». Но они – лишь сотворённые духи – высшего ангельского чина, сказали бы мы, с сопутствующими им меньшими ангелами – и, следовательно, достойны почитания, но не поклонения * <…>

* Таким образом, у «хороших» народов в этом «мире» нет ни храмов, ни церквей, ни святилищ. «Религии» в форме культа у них нет или почти нет. Они могут воззвать о помощи к кому-то из Валар (скажем, к Эльберет), как католик может воззвать к одному из святых, хотя, вне всякого сомнения, в теории знали не хуже него, что власть Валар – ограниченна и вторична. Но это – «первобытный век»: можно сказать, что эти народы воспринимают Валар как дети – родителей или непосредственно поставленных над ними взрослых, и, хотя они знают, что они – подданные Короля, в их стране он не живёт и обителей там у него нет. <…> – Прим. авт. » (Дж. Р.Р. Толкиен. Письма, №153)

 

«… Вторжение эльфов и людей в историю к богам никакого отношения не имеет, но задумано заранее: поэтому эльфы и люди звались Детьми Господними; и поэтому боги либо любили, либо ненавидели их особенно остро: поскольку связь Детей с Творцом равнозначна их собственной, хотя в силе они богам и уступают. <…>

Люди «пали» <…> но народы Запада, те, что на стороне добра, вернулись ко благу. То есть они – потомки людей, которые попытались раскаяться и бежали на Запад от власти Изначального Темного Властелина и его ложного культа, и по контрасту с эльфами возродили (и обогатили) свои познания об истине и природе Мира. Таким образом, они бежали от «религии» в языческом смысле в чисто монотеистический мир, в котором все предметы, существа и стихии, что могли бы показаться достойными поклонения, поклонению не подлежат, в том числе и боги (Валар), будучи не более чем созданиями Единого. А Он – бесконечно далёк.

Высокие эльфы были изгнаны из Благословенного Королевства Богов (после их собственного, отдельного эльфийского падения), и «религии» (или, скорее, религиозных обрядов) у них не было, ибо обряды пребывали в руках богов, восхваляющих и почитающих Эру, «Единого», Илуватара, Отца Всего Сущего, на горе Амана.»

 

«… Но, если вы представите себе людей в таком мифическом состоянии, где Зло по большей части воплощено и где физическое сопротивление Злу есть величайшее деяние верности Господу, думаю, «хорошие люди» в таком положении и окажутся: сосредоточатся на отрицании, на противлении лживому, в то время как «истина» остаётся понятием, скорее, философским и историческим, нежели религиозным.» (Дж. Р.Р. Толкиен. Письма, №156)

5) Рабства в обществе аданов нет. Ни классического, ни патриархального. Слуги есть, но как правило только у высшей знати.

6) О вопросах власти и политическом устройстве – см. текст Азрафель «История формирования идеи королевской власти у дунэдайн» (раздел сайта «Источники и материалы»)

7) Для адана существуют вещи, которые он не делает никогда и ни при каких условиях – если хотя бы сколько-то придерживается моральных принципов «хороших народов». Приведём ряд характерных примеров – каннибализм, инцест, сексуальное насилие, гомосексуальные отношения (в том числе нет и шуток на эту тему).

8) Главная верность адана (после почитания Илуватара) – верность своему племени, во вторую очередь – вождю. Кстати, понятие наёмничества к обществу эльдар и аданов неприменимо в принципе.

9) Большое значение имеет родство. Позиция «моя хата с краю» нехарактерна. Пренебрежение родством резко осуждается.

10) Воровство и разбой – тяжёлые преступления, и отнюдь не воспринимаются как неизбежное и обыденное зло.

11) Аданы, несмотря на вышесказанное, всё же не более чем люди, человеческие слабости им в полной мере присущи, и не все они и не во всём соответствуют своим же идеалам. (см. особенно повесть «Дети Хурина») Сами они знают это и потому милосердие считают не последней добродетелью.

 

Соблюдение этих минимальных норм является критерием для того, чтобы считать  человека достойным, заслуживающим уважения и обычного доброжелательного отношения, которое пристало проявлять к любому соплеменнику или представителю другого племени аданов.

 

 

Hosted by uCoz