Кот Камышовый

 

Общественное устройство эдайн. Менталитет эдайн.

 

(текст любезно предоставлен Эриол Митлас)

 

I. Общественное устройство эдайн.

 

<…> Само собой разумеется, что “Сильмариллион” все уже читали! Кстати, на время игры о существовании глав, начиная с 19 (“О Берене и Лутиэн”), а также Второй и Третьей эпох предлагается забыть. Всего этого еще не было - и, возможно, и не будет. ;-)

 

Общественное устройство эдайн представляло собой идеализированный вариант родового либо раннефеодального строя. Подчеркиваю: идеализированный! Это означает, что рабства (даже патриархального), кровавых междоусобиц и прочих “родимых пятен” у них, очевидно, не было. По крайней мере, так полагал Толкин. Если вы считаете себя умнее его, можете думать иначе.

Говоря об общественном устройстве эдайн, в первую очередь следует заметить, что говорить об эдайн в целом вообще, а об их общественном устройстве в особенности неправомерно. Поэтому я буду рассказывать в следующем порядке: сперва о законах и обычаях народа Халет (поскольку они крепче всего держались старых обычаев), потом о законах и обычаях народа Хадора. Что касается народа Беора, о них, как ни странно, известно меньше всего, но есть основания предполагать, что они находились где-то на промежуточной ступени между народом Халет и народом Хадора, ближе к последним.

 

1) На чем строятся общественные отношения.

 

Изначально у эдайн государства как такового – общественного механизма, существующего для того, чтобы регулировать отношения между людьми, и состоящего из людей, которые профессионально занимаются именно этим (так называемых “властей”), - не существовало.  Все общественные отношения были основаны прежде всего на родственных связях (понимаемых в самом широком смысле слова). Даже в тех племенах эдайн, где государство все-таки существует, оно возникло еще не столь давно (порядка трех-четырех поколений назад), и потому родственные связи для эдайн как минимум не менее (если не более) важны, чем отношения с государем, с сеньором и т.д. Поэтому все общественные институты (кроме воинских обязанностей) опираются прежде всего на семью и тот факт, что каждый член общества является членом какого-то рода. И о каждом человеке судят на основании того, к какому роду он принадлежит. Обратите внимание, что герои сказаний, представляясь, сразу называют как минимум имя своего отца, а чаще - всех своих предков до четвертого колена (то есть, на момент начала игры, фактически до времен прихода эдайн в Белерианд. В сокращенном варианте будет достаточно назвать имя своего отца и свой род, например: “Я Галдор сын Хадора из рода Мараха”). Называя своих предков, человек, фактически, сообщает о себе то же самое, что сообщает о себе человек более позднего общества, называя свой титул и должность (“Я генерал-аншеф князь Трубецкой”). Таким образом, человек, не имеющий рода, фактически не является членом общества.

Тут, разумеется, сразу встает вопрос: а как же, например, Турин, который жил среди народа Халет под чужим именем и ничего не говорил о своих родичах и предках? Напомню: Турин - случай особый. Он сразу, с первого своего появления, заявил о себе как о могучем воине (что, по понятиям той эпохи, говорило о том, что на самом деле он принадлежит к знатному роду, просто желает сохранить инкогнито). Если вы способны в одиночку разогнать отряд орков рыл в пятнадцать, вы тоже можете не заботиться о своей родословной. Но тогда, отправляясь куда-то в другое поселение, вам придется иметь при себе отряд орков, чтобы разогнать его для первого знакомства. ;-)

 

2) Государство и/или его заменители.

 

Государство существует для того, чтобы защищать своих граждан от внешних врагов и друг от друга. О защите от внешних врагов мы поговорим чуть дальше, а что касается защиты друг от друга, эту функцию эдайн приходилось выполнять по большей части самостоятельно. Очевидно, у эдайн с самой глубокой древности существовали сходы, собиравшиеся либо периодически, либо по необходимости, на которых все главы семей сообща решали возникшие проблемы и спорные вопросы. В участии в сходах всех членов общества необходимости не было: решения, принятые и одобренные главой семьи, были обязательны к выполнению для всех членов семьи. В народе Халет правление и поныне осуществляется с помощью таких сходов (описание схода можно прочесть в “Странствиях Хурина”). В народе Хадора  (возможно, не без влияния эльдар) владыка, очевидно, сделался уже не просто военным вождем, но и владыкой в позднем смысле этого слова: судя по всему, именно на него возлагались обязанности судить и разрешать споры. Но это не означает, что сходы отмерли совсем - скорее всего, они по-прежнему проводились, как минимум затем, чтобы люди могли выслушать и одобрить (или, напротив, опротестовать) решения владыки. Что касается народа Беора, можно предположить, что там дела обстояли примерно так же, как в народе Хадора.

 

3) Судебная система. Право.

 

Главным и наиболее необходимым общественным институтом является суд. Сколь бы благородны и замечательны ни были люди, между ними все равно всегда будут возникать споры, и всегда найдется паршивая овца, которой вздумается украсть у соседа какое-то добро, набить морду самому соседу, а то и прирезать его. Правовая система эдайн строилась на обычаях и прецедентах. То есть решение принималось либо на основании того, что “так делали всегда”, либо на основании того, что “точно такой же случай произошел с нашей коровой, и тогда сход принял такое-то и такое-то решение”. Обязанность знать все обычаи и помнить все прецеденты возлагалась на законоговорителей. Законоговоритель выбирался на сходе из числа  Мудрых (то есть людей, которые хорошо разбирались в законах и преданиях; см. ниже). К нему, в принципе, можно было обратиться за решением спорного вопроса, не вынося его на сход. Само собой разумеется, что законоговоритель дорожил своей репутацией и не стал бы подыгрывать кому-то из корысти или просто по старой дружбе: такая несправедливость была просто немыслима. В серьезных же случаях (например, убийство или урон, нанесенный чести) решение должен был принимать сход. Никаких адвокатов и прокуроров, естественно, не существовало. Обвинение должен был выдвигать и отстаивать пострадавший (родич убитого или оскорбленный), защищаться должен был сам обвиняемый. Естественно, законы неплохо знали все, можно было также советоваться с родственниками. В конечном счете, исход суда в немалой степени зависел от знания законов.

Соответственно, система наказаний была проста. За небольшие преступления налагался штраф, который осужденный обязан был выплатить пострадавшему (будут ли на игре деньги или нет - это вопрос, но, по крайней мере, какой-то их заменитель, очевидно, быть должен - хотя бы звериные шкурки). За серьезные же (типа убийства) осужденный объявлялся вне закона. Юридически это означало, что любой имеет право его убить, и не понесет за это никакого наказания, и что родственники осужденного не имеют права предоставлять ему убежище. Фактически же это означало, что наказание осужденного возлагалось на заинтересованных в этом лиц (например, родственников убитого).  Дальнейшее же зависело от того, насколько убитый был дорог своим родным, и насколько осужденный был дорог своим собственным родственникам. Например, родичи убитого могли преследовать убийцу очень активно, а могли не очень; родичи убийцы могли всячески его укрывать, а могли махнуть рукой и предоставить его его собственной судьбе.

<…> В народе Халет вышеописанная система сохранялась в первозданном виде до самого конца эпохи. Что же до народов Хадора и Беора, там эта система, скорее всего, видоизменилась, но не намного, судя по тому, что среди изгоев, с которыми жил Турин, было несколько человек из народа Хадора. Скорее всего, изменения состояли только в том, что зачастую судил преступников не сход, а владыка единолично. Кроме того, возможно, часть штрафа взималась в пользу владыки. Вряд ли хадоринги и беоринги успели обзавестись прокуратурой, адвокатурой, тюрьмами, палачами и всем прочим, необходимым для нормального судопроизводства. ;-)

 

4) Воинские обязанности. Отношения с владыкой.

 

Очевидно, владыки эдайн изначально были в первую очередь военными вождями. Если в мирное время можно было позволить себе решать вопросы на всеобщем сходе, то во время войны и в иных критических обстоятельствах необходимо единоначалие. Следует предположить, что авторитет владык особенно укрепился во время странствий эдайн еще до прихода в Белерианд. Примерно тогда же должность владыки сделалась наследственной. Общение с эльдар (для большинства которых, за исключением разве что Финрода, эдайн были в первую очередь военными союзниками), еще больше закрепило это положение. В период войны военнообязанными считались все мужчины, способные носить оружие (именно поэтому после поражения в Нирнаэт в народе Хадора остались, фактически, только женщины, дети, старики и калеки). В мирное же время необходимо было содержать постоянные гарнизоны в крепостях (то есть людей, которые не сеют, не жнут, а только охраняют). Именно это должно было привести к укреплению государства: наверняка пришлось вводить какие-то налоги, повинности и т.п. Что касается народа Халет, там постоянной армии не было (Дорлас, бывший вождем дружины во времена, когда в Бретиль явился Турин, занимался охраной границ исключительно по собственной инициативе).  Номинально военным вождем считался владыка, потомок Халет; но, к примеру, Брандир был хромым и к тому же по природе невоинственным человеком; неудивительно, что явившийся в Бретиль Турин без труда занял его место.

Следует предположить, что человек, вступавший в воинскую дружину, приносил владыке клятву верности. Не следует забывать, что в Средиземье клятвы имеют ту же силу, что законы природы, то есть пренебречь клятвой - это все равно, что пренебречь законом всемирного тяготения, и последствия будут те же самые:  в лучшем случае сломаешь ногу, в худшем - шею. (См. историю племени клятвопреступников из “Властелина Колец”). Таким образом, клятва верности (а также ответная клятва, которую давал владыка своему дружиннику) создавала между владыкой и дружинником связь, равносильную и равнозначную родственным узам. Именно такую клятву принесли Турину изгои, когда он стал их вожаком (см. “Песнь о детях Хурина”, стр. 630-640). Обратите внимание, что клятва предполагала взаимные обязательства.

 

5) Семейные отношения. Понятие о чести.

 

Семейные отношения эдайн, насколько можно о них судить, можно назвать патриархальными, но с некоторыми оговорками. Так, например, как правило, главой семьи считался старший из мужчин, а после его смерти главенство переходило к старшему из его сыновей либо (если сыновья были еще малы) к старшему из братьев главы семьи; но, в принципе, ничто не препятствовало стать главой семьи старшей из женщин, если она имела право называться “Мудрой” и обладала достаточной силой духа. Главное, что следует знать о семейных отношениях эдайн - это то, что родственные узы для них были важнее всего. Внутри семьи, разумеется, могли возникать какие-то раздоры, но серьезная внутрисемейная вражда, а тем более убийство родича были абсолютно немыслимы. В глазах эдайн это должно было проходить по разряду противоестественных извращений, наподобие инцеста. Следует подчеркнуть, что семейная привязанность основывалась отнюдь не на личных отношениях. То есть если к человеку приходил некий незнакомец и заявлял, что он - его троюродный брат по материнской линии, человек принимал этого незнакомца с распростертыми объятиями. Таким образом, Турин вполне мог бы явиться в Бретиль под своим собственными именем, и тогда Брандир принял бы его как родного. Соответственно, обязательства по отношению к человеку (долг дружбы, долг гостеприимства и т.д.) распространялись также и на всех его родичей. В случае, если родственный долг человека вступал в противоречие с вассальным долгом или с долгом по отношению к обществу (или владыке), возникал внутренний конфликт, исход которого был труднопредсказуем.

С понятием семьи было тесно связано понятие о чести. Родовая и личная честь были неразделимы. Соответственно, чем знатнее род, тем, как бы, больше чести у его представителей. “Уровень чести” рода определяет его место в неписаной иерархии. Соответственно, оскорбление, нанесенное одному из членов семьи, падает на всех ее представителей, потому что тем самым снижается их общий статус. И отомстить за оскорбление может не обязательно сам оскорбленный (а в некоторых случаях это и невозможно - если, скажем, оскорбление нанесено женщине), но и любой из его  родичей. Женщинам за оскорбление не мстят (откуда, увы, следует, что женщины могут наносить оскорбления безнаказанно ;-/ ). Смыть оскорбление можно в поединке. Поединки не на жизнь, а на смерть возможны, но не приветствуются, так как тогда родичи убитого будут вынуждены потребовать объявления убийцы вне закона.

 

6) Рабы (аще таковые случатся) и отношение к ним.

 

<…> Для начала следует заметить, что рабов у эдайн, скорее всего, не было. В тех условиях рабства в античном его понимании существовать не могло (оно было экономически неоправданно), а рабами могли становиться разве что военнопленные, каковых у эдайн не водилось (вряд ли они брали в плен орков). Но тем не менее само слово “раб” эдайн было знакомо, следовательно, с явлением они сталкивались (очевидно, до прихода в Белерианд). Итак, отношение к рабам (буде проблема возникнет).

Патриархальное рабство отличалось от традиционного (античного) тем, что раб, фактически, являлся членом семьи, то есть был скорее батраком. Связано это с тем, что в суровых условиях севера рабство в традиционном виде (с надсмотрщиками, кандалами, системой работорговли и т.п.) экономически невыгодно. Чем отличался раб от обычного работника (например, того же Садора)? Он не имел права носить оружия. У него не было родичей. Соответственно, он не мог, в случае чего, за себя постоять, и за него некому было заступиться. Кроме того, отсюда вытекало, что у раба нет чести, которую нужно было бы защищать. Неудивительно, что рабы считались трусливыми. Фактически же господин имел право при необходимости раба вооружить, и, при желании, за него отомстить, если считал раба достаточно ценным. Кроме того, раба можно было отпустить на волю. Вольноотпущенники считались, разумеется, низшей кастой, и прозвище “Вольноотпущенников сын” преследовало их потомков как минимум до четвертого колена, но тем не менее это были уже свободные люди с правами свободных людей; а кроме того, как правило, господин продолжал оказывать своему вольноотпущеннику покровительство. Разумеется, в принципе господин имел право своего раба убить или избить, как пожелает; но, если в “Домострое” сказано, что муж имеет право бить жену, это еще не означает, что все мужья с утра до ночи только и делали, что колошматили жен: в данном случае важны не столько юридические, сколько личные отношения.

 

7) Роль Мудрых и отношение к ним.

 

Несмотря на то, что у эдайн после знакомства с эльдар появилась письменность, по всей видимости, большая часть жизненно важных сведений, как то: преданий, легенд, законов, обычаев и т.п., - была зафиксирована письменно далеко не сразу, а возможно, отчасти и вовсе не была зафиксирована, и передавалась из уст в уста. Письменная культура еще долго оставалась лишь вспомогательной. Функция хранения и передачи из поколения в поколение жизненно важных сведений возлагалась на так называемых Мудрых. Еще раз подчеркну, что “Мудрыми” назывались не “самые умные”, а те, кто обладал большим запасом  важных сведений. Есть основания полагать, что Мудрыми чаще  становились женщины. Мужчинам это тоже отнюдь не возбранялось,  но мужчины чаще гибли и жили меньше, так что женщины были более надежными хранителями. Мудрые женщины зачастую не выходили замуж.  Мудрые пользовались большим почетом. Скорее всего, именно они чаще всего контактировали с эльдар по всем вопросам, за исключением военных. Соответственно, если кому-то нужна какая-то информация, разумно будет первым делом обращаться к ним. <…>

 

II. Менталитет эдайн.

 

<…>

 

8) Откуда взялись люди и как они дошли до жизни такой. Их представления о своем месте в мире.

 

Не следует забывать, что люди появились на свет не так уж давно. Людей времен начала игры от первых людей отделяют самое большее двенадцать поколений.  Но при этом начало истории людей покрыто мраком. Все люди знают о нем только одно: в начале времен их предки совершили нечто дурное, что коренным образом изменило судьбы рода людского, причем изменило в худшую сторону. Худшее, что может ожидать человека - это смерть, поэтому люди, естественно, предполагают, что до того они были бессмертны, подобно эльфам, теперь же сделались смертными. И тот факт, что они, очевидно, сами в этом виноваты, отнюдь не утешает. Более того, наверняка некоторые считают несправедливым, что они так жестоко наказаны за грехи своих праотцев, которые даже не потрудились сообщить потомкам, что они, собственно, натворили. Больше известно только Мудрым, а Мудрым все это известно из “Атрабет”.

Предки эдайн решились отречься от заблуждений своих отцов и отправились на Запад в надежде, что там их ждет спасение. Однако, достигнув Белерианда, они обнаружили, что там их ждет не спасение, а война, а дальше на запад лежит Море, и путь за море закрыт даже для бессмертных эльфов. Пожалуй, тут было отчего впасть в отчаяние! Несомненно, некоторые и впали.  Но людям, как правило, несвойственно подолгу предаваться отчаянию. Они даже в безнадежном положении ухитряются найти утешение.  Очевидно, самым распространенным утешением было то, что “мы, быть может, и погибнем, однако обретем бессмертную славу”. В самом деле, двум смертям не бывать, а одной не миновать. А эта единственная смерть может быть бесславной, а может быть славной. Недаром эльфы удивлялись тому, как легко и отважно люди жертвуют своими жизнями, которых им отпущено так мало!

 

9) Религия, верования и чаяния.

 

Религиозные воззрения эдайн Первой Эпохи, скорее всего,  можно назвать смутными. Что касается Единого, о Нем эдайн твердо знали, что Он - есть, и что Арду создал Он. Более их верования ни в чем с Единым не пересекались. Рискну предположить, что большинство эдайн (за исключением Мудрых) предпочитали о Нем не думать. Стоит обратить внимание, что Хурин в беседе с Морготом, осознав, что за пределами Кругов Мира Моргот людей преследовать не сможет, и что Моргот лжет, утверждая, будто за пределами Кругов Мира - Ничто (каковая мысль может основываться лишь на том, что за пределами Кругов Мира пребывает Единый - хотя, казалось бы, это и так говорится в “Айнулиндале”), воспринял эту мысль как откровение (а не как общеизвестный факт или хотя бы общераспространенное верование). Возможно, в глубине души некоторые эдайн все же подозревали, что Он их подвел, подсунув им такой коварный и ненужный Дар. Еще эдайн твердо знали, что есть валар. И с какими-либо просьбами, мольбами и т.п. они явно предпочитали обращаться именно к ним, а не к Нему. Обращаться напрямую к Единому им, в отличие от нуменорцев, и в голову не приходило. Что касается валар, нельзя сказать, будто эдайн в них “веровали”, поскольку веровать можно только в то, существование чего подлежит сомнению - эдайн же верили на слово эльфам, которые валар видели воочию, так что для эдайн подвергать сомнению существование валар было все равно, что для нас подвергать сомнению существование Антарктиды. Итак, эдайн знали о существовании валар, верили в то, что валар благи, и что они, в принципе, могут помочь.

Что касается верований, имеющих отношение к личной судьбе тебя, любимого, то тут эдайн, очевидно, делились на Мудрых и на всех остальных. Мудрые общались с эльфами и хранили древние предания, на основании которых можно было составить о судьбе, предназначенной людям, примерно то представление, которое имеется в “Сильмариллионе” (см. конец главы 1, “О начале дней”). Но нет оснований полагать, что сведения, известные Мудрым, были общеизвестными, наподобие катехизиса. Хотя бы потому, что Мудрых, по всей вероятности, было не так много, и не в каждой деревне была мудрая женщина, в обязанности которой, помимо прочего, входила бы передача подрастающему поколению базовых знаний по космологии и космогонии. Скорее всего, у “простых людей” представления насчет своей загробной участи были самые причудливые и разнообразные: от пессимистичных, типа того, что  “живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния”, до оптимистичных, типа того, что, если мы будем доблестно сражаться и погибнем плечом к плечу с эльдар, то после смерти попадем в Валинор, в чертоги Мандоса, и там для нас отведут отдельный чертог, где мы будем пировать, пока не настанет время вместе с валар и с эльдар выступить в последний поход против Моргота, и Моргот будет изгнан за Круги Мира, и  тут-то нам и настанет Арда Обновленная. Скептикам, полагающим, будто люди не могли быть столь наивны, советую учесть, что никто из живших тогда людей до конца эпохи дожить не мог чисто по техническим причинам (до него оставалось еще почти сто пятьдесят лет), и что знать о том, как именно будет повержен Моргот и что будет потом, они не могли никоим образом; не могли и догадываться. Люди вечно гадают о будущем, но их догадки никогда не соответствуют действительности: возьмите хотя бы первых христиан, которые со дня на день ждали Второго Пришествия; или Маяковского с его “Клопом” - и сравните это с настоящим 1980 годом.

 

[то же самое, только тезисно]

 

А теперь - специально для тех, кто мастерские вводные читает в электричке по дороге на игру (необходимый минимум информации для тех, кому вышеприведенные рассуждения не нужны и не интересны):

 

1) На чем строятся общественные отношения.

 

Все общественные отношения основаны на родственных связях. Они опираются, прежде всего, на тот факт, что каждый член общества является членом какого-то рода. И о каждом человеке судят на основании того, к какому роду он принадлежит. Обратите внимание, что герои сказаний, представляясь, сразу называют как минимум имя своего отца, а чаще - всех своих предков до четвертого колена. В сокращенном варианте будет достаточно назвать имя своего отца и свой род, например: “Я Галдор сын Хадора из рода Мараха”. Таким образом, человек, не имеющий рода, фактически не является членом общества.

 

2) Государство.

 

У эдайн с самой глубокой древности существовали сходы, собиравшиеся либо периодически, либо по необходимости, на которых все главы семей сообща решали возникшие проблемы и спорные вопросы. В участии в сходах всех членов общества необходимости не было: решения, принятые и одобренные главой семьи, были обязательны к выполнению для всех членов семьи. В народе Халет правление и поныне осуществляется с помощью таких сходов. В народе Хадора  и Беора (возможно, не без влияния эльдар) обязанности судить и разрешать споры  были возложены на владыку. Но это не означает, что сходы отмерли совсем - они по-прежнему проводились, как минимум затем, чтобы люди могли выслушать и одобрить (или, напротив, опротестовать) решения владыки.

 

3) Суд.

 

Правовая система эдайн строится на обычаях. Обязанность знать все законы и обычаи и помнить все прецеденты возлагается на законоговорителей. Законоговоритель выбирается на сходе из числа  Мудрых (см. соотв. раздел). К нему, в принципе, можно обратиться за решением спорного вопроса, не вынося его на сход. Само собой разумеется, что законоговоритель дорожит своей репутацией и не станет подыгрывать кому-то из корысти или просто по старой дружбе. В серьезных же случаях (например, убийство или урон, нанесенный чести) решение должен принимать сход.

Соответственно, система наказаний проста. За небольшие преступления налагается штраф, который осужденный обязан выплатить пострадавшему. За серьезные же (типа убийства) осужденный объявляется вне закона. Любой имеет право его убить, и не понесет за это никакого наказания, и родственники осужденного не имеют права предоставлять ему убежище. Скорее всего, осужденный, если его не убили сразу, уходит в необитаемую глушь и там уже живет, как может (именно среди таких изгоев поселился Турин после ухода из Дориата). В народах Хадора и Беора преступников зачастую судит не сход, а владыка единолично.

 

4) Воинские обязанности.

 

Во время войны командует владыка единолично. Его приказы обязательны к исполнению, все сходы и споры - после войны. В военное время под копье встают все мужчины, способные носить оружие. В мирное время народы Хадора и Беора держат постоянные гарнизоны в крепостях на границах своих земель. Мирные жители (т.е., те, кто не в гарнизоне) выплачивают налоги натурой <…> на содержание гарнизонов.

Человек, вступающий в дружину, приносит владыке клятву верности. Не следует забывать, что в Средиземье клятвы имеют ту же силу, что законы природы, то есть пренебречь клятвой - это все равно, что пренебречь законом всемирного тяготения, и последствия будут те же самые:  в лучшем случае сломаешь ногу, в худшем - шею. Таким образом, клятва верности (а также ответная клятва, которую владыка дает своему дружиннику) создавает между владыкой и дружинником связь, равнозначную родственным узам.

 

5) Семейные отношения.

 

Семейные отношения эдайн можно назвать патриархальными, но с некоторыми оговорками. Как правило, главой семьи считается старший из мужчин, а после его смерти главенство переходит к старшему из его сыновей либо к старшему из его братьев; но иногда главой семьи может стать и старшая из женщин, если она достаточно мудра и сильна духом. Главное, что следует знать о семейных отношениях эдайн - это то, что родственные узы для них важнее всего. Внутри семьи, разумеется, могут возникать какие-то раздоры, но серьезная внутрисемейная вражда, а тем более убийство родича абсолютно немыслимы. Причем неважно, знакомы ли вы со своими родственниками лично. Если ваша двоюродная бабушка когда-то вышла замуж за человека из другого племени, ее потомки вам все равно родня, то есть если к  вам явится некий незнакомец и сообщит, что он - ваш дальний родственник, вы примете его как родного. Можно сказать, что родственные узы важнее всего. Вопрос, что важнее, верность клятве или родственные узы, каждый решает для себя сам.

С понятием семьи тесно связано понятие о чести. Родовая и личная честь неразделимы. Соответственно, чем знатнее род, тем, как бы, больше чести у его представителей. Таким образом, оскорбление, нанесенное одному из членов семьи, падает на всех ее представителей. Отомстить за оскорбление может не обязательно сам оскорбленный (а в некоторых случаях это и невозможно - если, скажем, оскорбление нанесено женщине), но и любой из его  родичей. Женщинам за оскорбление не мстят (откуда, увы, следует, что женщины могут наносить оскорбления безнаказанно ;-) ). Смыть оскорбление можно в поединке. Поединки не на жизнь,  а на смерть возможны, но не приветствуются, так как тогда родичи убитого будут вынуждены потребовать объявления убийцы вне закона.

 

6) Рабы.

 

Рабов у эдайн нет.

 

7) Мудрые.

 

Все жизненно важные сведения, как-то - законы, обычаи, предания и пр., - известны Мудрым. Мудрыми чаще становятся женщины, просто потому, что их реже убивают. Мудрые пользуются большим почетом. Если кому-то нужна какая-то информация, разумно будет первым делом обращаться к ним.

 

8) Откуда взялись люди и как они дошли до жизни такой.

 

Не следует забывать, что люди появились на свет не так уж давно. Но при этом начало истории людей покрыто мраком. Все люди знают о нем только одно: в начале времен их предки совершили нечто дурное, что коренным образом изменило судьбы рода людского, причем изменило в худшую сторону. Худшее, что может ожидать человека - это смерть, поэтому люди, естественно, предполагают, что до того они были бессмертны, подобно эльфам, теперь же сделались смертными. И тот факт, что они, очевидно, сами в этом виноваты, отнюдь не утешает. Более того, наверняка некоторые считают несправедливым, что они так жестоко наказаны за грехи своих праотцев, которые даже не потрудились сообщить потомкам, что они, собственно, натворили. Больше известно только Мудрым.

Предки эдайн решились отречься от заблуждений своих отцов и отправились на Запад в надежде, что там их ждет спасение. Однако, достигнув Белерианда, они обнаружили, что там их ждет не спасение, а война, а дальше на запад лежит Море, и путь за море закрыт даже для бессмертных эльфов. Пожалуй, тут было отчего впасть в отчаяние! Очевидно, самым распространенным утешением было то, что “мы, быть может, и погибнем, однако обретем бессмертную славу”. В самом деле, двум смертям не бывать, а одной не миновать. А эта единственная смерть может быть бесславной, а может быть славной, и бессмертные эльдар будут во веки веков дивиться вашему мужеству и вспоминать его в песнях.

 

9) Религия, верования и чаяния.

 

Что касается Единого, о Нем эдайн твердо знали, что Он - есть, и что Арду создал Он. Более их верования ни в чем с Единым не пересекались. Еще эдайн знали о существовании валар, верили в то, что валар благи, и что они, в принципе, могут помочь. Со всякого рода просьбами, молитвами и т.п. они обращались именно к валар - обратиться напрямую к Единому им и в голову не приходило. Его имя вообще предпочитали не упоминать всуе.

Что касается верований, имеющих отношение к личной судьбе тебя, любимого, то у “простых людей” представления насчет своей загробной участи были самые причудливые и разнообразные: от пессимистичных, типа того, что  “живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния”, до оптимистичных, типа того, что, если мы будем доблестно сражаться и погибнем рядом с эльдар, то после смерти попадем в Валинор, в чертоги Мандоса, и там для нас отведут отдельный чертог, где мы будем пировать, пока не настанет время вместе с валар и с эльдар выступить в последний поход против Моргота, и Моргот будет изгнан за Круги Мира, и тут-то нам и настанет Арда Обновленная.

 

 

Hosted by uCoz